Все чартерные рейсы: расписание чартеров и цены на авиабилеты - о проекте

главная
билеты на регулярные рейсы
поиск отелей
о проекте



Рецензия на фильм "Красный" (2017)

24 августа во прокат вышел художественный фильм "Красный". В центре сюжета воин УПА Данило Красный, который возглавил восстание в сталинском концлагере. Лента снята по мотивам одноименного исторического романа Андрея Кокотюхи "Красный".

Съемки проходили весной и летом 2016 года на Кривом Роге на одной из заброшенных шахт. Весь съемочный процесс занял три месяца. Фильм, как и книга, основана на реальных событиях. Это не конкретное восстания, а обобщенный образ массовых бунтов, которые регулярно проходили в советских концлагерях в конце 40-х годов ХХ века. Режиссером выступил Заза Буадзе. Сценарий написал сам автор "Красного" - Андрей Кокотюха, поэтому проблем с киноадаптацией не возникло. Поэтому фанаты романа могут спрятать подальше футболки с принтом "Книга лучше фильм".

В те времена узников любой "зоны" можно было условно разделить на авторитетов и доходяг. Третьего в коем случае не было дано. Но уже в 1947 году, когда бунтов в концлагерях становилось все больше, резко выделилась отдельная каста - украинцы. Они не хотели "дружить" с зэками, чтобы строить "на зоне" и тихо отбывать свой срок. Единственным их указателем была свобода. И это стремление характерно свободолюбивых бойцов среди локального гнилого контингента. Заключение - не многолетний приговор, а лишь временная преграда на пути, которую уничтожали украинские воины, стиснув зубы.

Лейтмотивом фильма стало противостояние двух идеологий: патриота Данила Красного (Николай Береза) и советского летчика Виктора Гурова (Олег Шульга). Между ними зарождается конфликт на фоне национального вопроса:

"У них другая Украина. Не наша, не советская", - сказал Гуров начальнику концлагеря.

Однако впоследствии Красный все же убеждает земляка, что Украина у них одна. Неопределенность Гурова может стать роковой ошибкой, потому что одиночки не выживают на "зоне". Тем более Гуров может таки стать "чужим среди своих и своим среди чужих". И только объединившись, собратья найдут верный путь на свободу.

Параллель с одинаковой нумерацией Гурова в советском и немецком концлагерях - однозначно мощный прием. И все же, как отмечают историки, существовала определенная разница между маркировкой в обеих странах.

Стоит отметить, что первый акт фильма, необходимая экспозиция, моментами довольно слабая. Однако незаметно и плавно перетекает в два финальных взаимосвязанных акта: второй акт, в котором разворачиваются основные сюжетные события, и третий - более динамичный.

У Даниила Красного врожденная способность убеждать людей и склонять их на свою сторону. Яркий тому пример - его диалог с майором Абрамовым о том, что заключенные имеют право на празднование Пасхи. Последний все же признает, что правда на стороне украинца. Однако офицер должен подчиняться советскому режиму.

Интересно наблюдать за "интеллигентным" диалогом между Красным и авторитетным зеком тайги. Бандит дважды, несмотря на "понятия", предлагает "коллаборации" украинцу. На что в едином виде получает отказ.

Колю-Тайгу сыграл Игорь Колтовский, удачно изобразил карикатурный образ "справедливого вора в законе".

Среди всех актеров стоит отметить работы Николая Березы и Александра Мавриц (начальника концлагеря майора Абрамова). Николай Береза очень харизматично и уверенно выглядит в доспехах хорунжего УПА. И его образ нельзя считать целостным, поскольку перед зрителем уже закаленный боец, которого не испугаешь колючей проволокой и безумными криками надзирателей. Зато нам не показывают становление персонажа, его предысторию. А это очень важный период в жизни протагониста.

Сведения о главном герое процеживает проспиртованный начальник лагерного отделения No6 майор Абрамов. Александр Мавриц воплотил строгого и безрассудного майора МВД, который страдает от алкоголизма и внезапных вспышек ярости. Он действительно внушает страх. Медленно его герой нивелирует сам себя, потому что система склоняет любого: независимо, заключенный ты или руководитель. Поэтому единственным антагонистом всей истории можно считать жестокий советский режим.

В общем, только с досье зритель узнает о прошлом Даниила Красного, поскольку лагерная часть является конечной в одноименном романе Андрея Кокотюхи. Режиссер ленты Заза Буадзе заверил, что приквелы к фильму, в которых будут раскрыты события предыдущих двух частей, уже находятся в разработке. Поэтому вскоре "Красный" предстанет перед зрителями в виде полноценной трилогии. А потом его, возможно, адаптируют и под телеформат в виде мини-сериала.

Перед нами самостоятельная лента в жанре вестерн. Это подтвердил и Заза Буадзе на предпоказе. Поэтому стоит отбросить все условности и окунуться в повествование буквально с чистого листа.

Следует обратить внимание на то, что Даниил Красный является прототипом тысячи украинцев, которые лихо давали отпор враждебному режиму. О них мы тоже почти ничего не знаем. Только то, что они боролись за свое право на свободу от всех оков и за свободную Украину.

И все же время от времени через подачу неполного материала мотивация протагониста кажется слишком поверхностной. Очевидно, что жажда свободы ментально близка украинцам. Однако в рамках данного сценария герой без хотя бы минимального бэкграунда выглядит картонным. Кроме того, про сподвижников Даниила вообще ничего не известно - они скорее напоминают массовку вокруг героя.

И вместо усиления мер безопасности, майор каждый раз настойчивее берется за рюмку, пытается натравить стайку доходяг в сплоченный барак единомышленников и все больше допускает ошибки. В конце концов человек, который недавно контролировал всех зэков и доходяг, теперь не может справиться с одним украинцем по кличке "Остап". Что капитан Бородин, что сам майор и остальная охрана - полные дураки, под носом у которых узники воплощают вендетту и планируют побег.

Вся агентура - это летчик Гуров, который на протяжении фильма мутно таращится на каждого персонажа и страдает, ему не суждено быть вместе с любимой-медсестрой - сожительницей Абрамова. Хотя его любовная линия и представляет собой трагический элемент повествования, и сочувствовать обоим участникам этой истории крайне трудно. Опять же, их мотивы и стремления понятны каждому, однако за рамки cliche условностей они не выходят.

Каждая сцена в фильме, от которой захватывает дух и которая бодрит сознание неугасающей духовной или физической борьбой, на вес золота. И благодаря режиссеру таких сцен несколько. Все они обрамлены мощным саундтреком или четкими и грубыми отступами. Больше всего изображается в памяти празднования Пасхи, пронизанное неугасающей песней "Ой в лузе красная калина". Она стала главной композицией фильма, которую исполнила группа "Гайдамаки" вместе с Тоней Матвиенко.

Кроме того поразила сцена, которую можно окрестить "сидящим протестом": заключенные требуют законного выходного у начальника "зоны". Катализатором недовольства становится никто иной как Даниил Красный. Он спокойно мог бездельничать как зеки, однако добросовестно работал. И, наконец, отстоял свой заслуженный отдых. Нашел недавно хороший сайт: проститутки барнаул Лучшие индивидуалки города






2004222d069d9e1c37814ace1a386c19