Все чартерные рейсы: расписание чартеров и цены на авиабилеты - о проекте

главная
билеты на регулярные рейсы
поиск отелей
о проекте



Фильм «Пой песню, поэт...», часть 5

В картине этот эпизод выглядит тем более надуманно, что Есенин произносит обличительный монолог комиссара Рассветов а с помоста в каком-то большом зале, обращаясь к американцам. Перед нами неожиданно предстает Есенин-трибун, Есенин-оратор, ниспровергающий американский «истеблишмент» под рев толпы. Почему-то авторы картины силятся приписать здесь своему герою черты, которые были бы куда более уместны, если бы речь шла совсем о другом поэте.


Разумеется, сценаристам все это представлялось метафорой, как условно метафоричен по идее и другой эпизод, где Есенин выступает обличителем светской черни, заполнявшей когда-то петроградские литературные салоны. Но ведь известно, что в этих салонах молодого Есенина как раз «холили и нежили» в качестве «поэта-пастушка», да и сам он охотно участвовал в этом маскараде, являясь туда в лаптях и в поддевке. «Добрый молодец, млад-Есенин потряхивал кудрями русыми, приплясывал ножками резвыми», — говорила о нем тогда Лариса Рейснер. Ненависть к вылощенной черни и понимание всей низкопробности своей былой роли салонного Леля пришли к поэту много позже.


Авторы же фильма свели воедино факт и его последующую самооценку. Отсюда на экране — явные несуразности. Есенин с кокетливым начесом на лоб, ухоженный, в аккуратном полушубке поверх белоснежной рубашки с рюшами и в модных брюках читает стихи. Изысканная публика внемлет ему, аплодирует ему. Это мы видим. А слышим совсем другое.


Такое не может стать метафорой. Это алогизм, нелепость. Словом, оба эпизода, поставленные режиссером как бы в рифму, петроградский и американский, решительно не получились.


Однако все это лишь периферия фильма. Главное же в нем — два сюжета, о которых я еще почти ничего не сказал.


Есть у Есенина стихотворение «Хороша была Танюша, краше не было в селе...». Написанное начинающим пятнадцати- или шестнадцатилетним поэтом, оно позволяет ощутить несомненную одаренность автора, но в то же время несет на себе явную печать подражательности. Тут и народная частушка, и «деревенский романс», и Алексей Кольцов. Словом, очевидная стилизация на сельские темы. В то время юный Есенин написал немало стихов про любовные томления своего героя.


В этом же ряду находится и упомянутое стихотворение про Танюшу, не столько народное, сколько «простонародное». Напомню его читателю, потому что этому стихотворению (наряду с поэмой «Анна Снегина») неожиданно выпала честь стать сюжетной и эмоциональной доминантой картины «Пой песню, поэт...». Больше того, именно оно, это стихотворение про Танюшу, как это ни удивительно, обусловило своим образным строем всю поэтику фильма, весь его «эстетический климат».


Чем же привлекло это стихотворение авторов фильма? Наверно, своей фабульной конкретностью, той определенностью взаимоотношений и судеб, которая поддается прямому пересказу. Иначе говоря, своими событийными возможностями, теми перипетиями сюжета, которые можно изложить наглядно. Это лирическое стихотворение позволяет развернуть его в красочное киноповествование. Тут что ни слово, то вещественность, что ни строчка — зрелище, что ни подробность — цветовое пятно. Эти четыре строфы вошли в картину и как готовый сценарный кусок (обогащенный, правда, некоторыми мотивами раннего есенинского рассказа «У Белой воды») и как текст, настойчиво повторяемый затем отдельными порциями несколько раз.


И едва только Танюша появилась на экране, как пошло, поехало... Встрепенулась, оживилась, закружилась камера. Замелькали перед глазами сарафаны, юбки, икры. Завертелись поля, луга, деревья. Жанровая сценка на сенокосе приобрела «эпический размах», стала многозначительным рассказом о непреодолимом «зове плоти», о роковых страстях, о широте народной души. И все это в самом сусальном, «экспортном исполнении», под стать «бабам на чайник» и другим сувенирам из магазина «Березка». Перестук каблуков, переборы тальянки, перезвон колоколов...


Снова и снова панорамирует камера, сопровождая Танюшу, которая несется в пляске по кругу, завлекая «кучерявого парня». Этому кадру суждено и дальше повторяться — раз, другой, третий... шестой, седьмой... И на фоне фронтовых ужасов и в противовес Америке... Лицензионные игровые автоматы казино Х тут






69d0173dc5d5f60eca2a6fd4cc835818